Конвенции мот ратифицированные россией

Россия ратифицировала конвенции МОТ

Конвенции мот ратифицированные россией

Татьяна Пономарева, экономист, шеф-редактор

Журнал «Кадровое дело» № 8 август 2010

В июле Президент России подписал федеральные законы, которыми ратифицированы сразу три конвенции Международной организации труда: об оплачиваемых отпусках, о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также о содействии коллективным переговорам. Как нововведения отразятся на взаимоотношениях работодателей и работников? Этот вопрос сегодня волнует многих.

Несгораемые дни ежегодного отпуска

Конвенция об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)[1] защищает права работника, связанные с гарантированным оплачиваемым ежегодным отпуском. Документ предусматривает минимальную продолжительность такого отпуска (три недели), минимальный период работы (не более шести месяцев), необходимый для получения права на этот отпуск и ряд других показателей и правил.

По словам Александра САФОНОВА, «ориентировочно грамота о ратификации будет внесена в реестр МОТ в осеннюю сессию этой организации» [2], скорее всего в ноябре. После этого дается переходный период (год), в течение которого национальное законодательство нужно гармонизировать с конвенцией. Таким образом, она вступит в силу на территории России не раньше ноября 2011 года.

Государственно-правовое управление Президента РФ проанализировало российское законодательство (в частности главу 19 ТК РФ «Отпуска») на предмет соответствия Конвенции № 132 и пришло к заключению, что имеет место полное соответствие.

А значит, поправки в действующее законодательство в связи с ратификацией конвенции не требуются[3].

Замминистра здравоохранения и социального развития также считает, что с подписанием конвенции в нашем трудовом законодательстве не произойдет кардинальных перемен, оно уже соответствует международным нормам, а по ряду параметров даже превосходит их.

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение Организации объединенных наций, которое занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Участниками МОТ являются 182 государства.

31 марта 2010 года Минздравсоцразвития России и МОТ подписали программу сотрудничества до 2012 года. Со стороны МОТ Россия получает консультационную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства и по другим вопросам.

Так, общая безработица рассчитывается по методике МОТ.

Сходства

1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного Трудовым кодексом, составляет 28 календарных дней. Это на неделю больше минимума, установленного конвенцией.

2. Минимальный период работы, необходимый для возникновения права на ежегодный оплачиваемый отпуск по Трудовому кодексу, – шесть месяцев. Такой же срок установлен и конвенцией.

3. Минимальный неделимый размер одной из частей отпуска при его дроблении по Кодексу – 14 дней, что так же соответствует международным требованиям.

Возникает закономерный вопрос: зачем ратифицировать документ, если российское законодательство и так соответствует международным правилам? По мнению Александра САФОНОВА, «время от времени трудовое законодательство может корректироваться, но в любом случае изменить его в сторону уменьшения гарантий на отпуск ниже параметров, прописанных в конвенции, будет уже невозможно».

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска*, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей конвенции, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отсрочена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенный предел.

3. Минимум и предел времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями.

Статья 9 Конвенции № 132

* Имеются в виду две недели.

Различия

Расхождения между Конвенцией № 132 и Трудовым кодексом все же есть. Насколько они существенны – судите сами.

1. В пункте 1 статьи 4 Конвенции № 132 предусмотрено следующее.

Лицо, продолжительность работы которого в течение года меньше той, что требуется для приобретения права на полный отпуск, может рассчитывать на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности работы в течение этого года.

В пункте 2 этой статьи разъясняется выражение «год» – это календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти каждой страны.

В российском трудовом законодательстве порядок пропорционального расчета предусмотрен только для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Но применить его к рассматриваемой ситуации по аналогии нельзя.

Дело в том, что, согласно статье 7 Конвенции № 132, каждый отпускник получает за полный отпуск «по крайней мере свою нормальную или среднюю зарплату, подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране». Официальный метод, которым рассчитывается компенсация за неиспользованный отпуск, таков, что компенсируемая сумма всегда меньше нормальной или средней зарплаты[4]. Иными словами, чтобы применить положения статьи 4 Конвенции № 132 в российской практике, необходимо установить на национальном уровне соответствующую методику расчета.

2. Конвенция запрещает (признает недействительными) соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 3 ст. 3 Конвенции № 132) или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией. В Трудовом кодексе такого прямого запрета нет.

3. Еще одно разночтение, которое уже вызвало массу споров в СМИ, – дробление отпуска на части и временные ограничения, предусмотренные для использования одной из таких частей (ст. 9 Конвенции № 132).

Так, по конвенции одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска (минимум две недели) должна быть использована в том году, за который предоставляется отпуск.

Остаток отпуска нужно использовать в течение 18 месяцев (и не позднее), считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Например, в 2011 году нужно использовать минимум 14 дней отпуска за этот год, а оставшиеся дни – не позднее 1 июля 2013 года.

Как решили многие, если эти дни не использовать в установленный срок (или не получить за них компенсацию), они «сгорят». Но для такого вывода нет оснований.

Действительно, сейчас статья 124 Трудового кодекса позволяет в исключительных случаях (когда предоставление отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы) с согласия работника перенести отпуск на следующий рабочий год.

Такой отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Эта же статья запрещает непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление такого отпуска работникам до 18 лет и тем, кто занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если сравнить положения статьи 124 Трудового кодекса с положениями статьи 9 Конвенции № 132, разница очевидна. Сейчас по российским правилам можно в порядке исключения оставить работника без отпуска в течение года.

С вступлением в силу конвенции каждому работнику гарантирован отпуск минимальной продолжительности, а на то, чтобы отгулять неиспользованную часть ежегодного отпуска, работнику отводится минимум 18 месяцев, а не 12, как у нас.

Этот предел может быть расширен, например, отраслевым соглашением или коллективным договором (см. п. 2 и 3 ст. 9 Конвенции № 132).

Так что поводов для опасений действительно нет, если только имеющиеся на сегодняшний день гарантии, связанные с отпусками, не будут в обозримом будущем сужены до минимальных пределов, обозначенных в конвенции.

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков в государствах, которые ратифицировали Конвенцию № 132

* Для проработавших свыше 20 лет.** Для служащих.*** Для рабочих.

Представителям работников обеспечена дополнительная защита

Деятельность представителей работников на предприятии нередко вызывает недовольство работодателя, который своими действиями может нанести им ущерб. Например, незаконно уволить.

Если увольнение связано именно со статусом (деятельностью) представителя или его членством в профсоюзе, можно рассчитывать на Конвенцию о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция № 135)[5].

Подразумевается, что сам представитель действует в соответствии с законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями. Иными словами, представители работников должны соблюдать требования законодательства, а защита (гарантии) обеспечивается им лишь в связи с непосредственным осуществлением профсоюзной деятельности.

Сказанное относится как к представителям профсоюзов, которые назначены или избраны профсоюзами (их членами), так и к выборным представителям – свободно избранным работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства.

Таким представителям должны быть обеспечены возможности для быстрого и эффективного выполнения функций.

При этом учитываются особенности системы трудовых отношений страны, ратифицирующей названную конвенцию, а также потребности, размер и возможности конкретного бизнеса.

Поправки в Трудовой кодекс неизбежны

На вопросы отвечает Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, директор по социально-экономическим проблемам Института современного развития (ИНСОР).

– Как повлияет ратификация конвенций МОТ на взаимоотношения профсоюзных работников и работодателей, на практику разрешения коллективных трудовых споров и практику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?

– Никак не повлияет, так как в России преобладают неформальные отношения в социально-трудовой сфере. Официально все будет оформляться по-новому, а по факту работник будет договариваться с работодателем по старым порядкам.

– ГПУ Президента сделало выводы о том, что положения всех трех конвенций полностью реализованы в российском трудовом законодательстве. Но даже беглого знакомства, например, с Конвенцией № 132 об оплачиваемых отпусках достаточно, чтобы найти нестыковки. Вы согласны, что изменения в Трудовой кодекс не нужны?

– Не согласен. Внесение изменений в Трудовой кодекс необходимо. Во-первых, он должен быть приведен в соответствие с ратифицированной Конвенцией № 132, и, во-вторых, надо рассчитывать на перспективу: когда-нибудь трудовые отношения будут в основном легальными.

– Пресса подняла шум по поводу того, что работники могут потерять дни, не использованные в течение 18 месяцев после того года, за который предоставляется отпуск. Как вы считаете, имеют ли эти опасения под собой почву? Не появится ли у законодателя искушение буквально перенести в Трудовой кодекс положения Конвенции № 132?

– Внесение изменений в Трудовой кодекс произойдет потому, что это требование нашего же законодательства, предусматривающего инкорпорирование российского правового регулирования в международное (тем более из-за того, что Конвенция № 132 Россией ратифицирована). Но на реальные процессы предоставления и использования оплачиваемых отпусков это никак не повлияет.

Беседовала Наталья ЛИТВИНОВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»

Коллективные переговоры: правила не меняются

Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154)[6] направлена на поддержку свободных и добровольных коллективных переговоров. К последним, согласно конвенции, относятся все переговоры, которые проводятся между работодателями[7] и работниками[8] для определения условий труда и занятости, регулирования трудовых отношений.

По мнению специалистов ГПУ Президента РФ, требования конвенции соответствуют нормам Трудового кодекса, что дает возможность сторонам социального партнерства при ведении коллективных переговоров применять национальные нормы[9]. И с этим можно согласиться.

Татьяна ПОНОМАРЕВА, экономист,
шеф-редактор журнала «Кадровое дело»

[1] Принята 54-й сессией Генеральной конференции МОТ 24 июня 1970 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Россия – 36-е по счету государство, которое ратифицировало эту конвенцию (Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 139-ФЗ). [2] Заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ заявил об этом на пресс-конференции, посвященной принятию Конвенции № 132. [3] Справка ГПУ на сайте Президента РФ (www.kremlin.ru/news/8224). [4] О методике Роструда, применяемой для исчисления компенсируемых дней неиспользованного отпуска, читайте в № 6 и № 7, 2010. [5] Принята 56-й сессией Генеральной конференции МОТ 23 июня 1971 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 137-ФЗ. Россия – 84-е государство, которое ратифицировало эту конвенцию. [6] Принята 67-й сессией Генеральной конференции МОТ в Женеве 19 июня 1981 г., вступила в силу 11 августа 1983 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 138?ФЗ. Россия – 41-я в списке стран, которые ратифицировали эту конвенцию. [7] Работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей. [8] Одной или несколькими организациями работников. [9] Раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» ТК РФ (справка ГПУ на сайте Президента РФ www.kremlin.ru/news/8265).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/247640.html

Конвенции мот ратифицированные россией

Конвенции мот ратифицированные россией

В случае с охраной материнства эти меры необходимы для защиты репродуктивной роли женщин. Однако, пособия по беременности и родам увеличивают затраты предприятий на работников-женщин, тем самым отрицательно влияя на их занятость.

Поэтому пересмотренный вариант Конвенции о б охране материнства придает особое значение оплате пособий по беременности и родам из фондов социального страхования и ограничивает обстоятельства, в которых работодатель несет ответственность за выплату этих пособий.

  1. 1976 — 1985 Декада женщин, ООН
  2. 1965 Рекомендация о работниках с семейными обязанностями (№123)
  3. 1975 Международный год женщин, ООН
  4. 1994 Конвенция о работе в условиях неполного времени (№175)
  5. 1999 Конвенция о наихудших формах детского труда (№182)
  6. 1998 Рекомендация о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях (№189)
  7. 1951 Конвенция о равном вознаграждении (№100)
  8. 1979 Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  9. 1996 Конвенция о надомном труде (№177)
  10. 1981 Конвенция о работниках с семейными обязанностями (№156)
  11. 1958 Конвенция о дискриминации в области труда и занятости (№111)
  12. 2000 Конвенция о защите материнства, пересмотренная (№183)
  13. 1919 Конвенция об охране материнства (№3)
  14. 1919 Конвенция о труде женщин в ночное время (№4)

В начале 1950-х годов внимание переключилось на продвижение равенства между мужчинами и женщинами в сфере занятости и позднее на признание того факта, что равенство подразумевает разделение семейных обязанностей мужчинами и женщинами.

Конвенции МОТ

Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой. Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении.

Перспективы ратификации Россией конвенций МОТ

Среди актуальных актов МОТ выделяются две другие группы, объединяющие конвенции, отличающиеся особой важностью.

Поскольку не все эти принципы и права четко и однозначно сформулированы в Уставе МОТ и прилагающейся к нему Декларации относительно целей и задач Международной организации труда 1944 г. (Филадельфийской декларации), можно сделать вывод, что МОТ относит данные конвенции к

«императивным нормам общего международного права (ius cogens)»

, которые, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., имеют преимущество перед обычными международными договорами.

Перечень конвенций мот, ратифицированных российской федерацией

Конвенция N 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.). Конвенция N 90

«Относительно ночного труда подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.)»

.

Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).

Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.). Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958 г.

Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года.

До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства. Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись.

Проблема ратификации важнейших конвенций МОТ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Как подчеркивается в указанных выше международных правовых актах, государство обязано гарантировать человеку и гражданину охрану естественного права на интеллектуальную собственность в составе того обязательного минимума прав, который провозглашается в этих актах.

Конституционное право на интеллектуальную собственность гарантируется наравне с такими правами как право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на участие в свободных выборах и др. Таким образом, признание конституционного права человека на интеллектуальную собственность в Российской Федерации в качестве естественного права каждого, как это гарантируется ст.

§ 2. Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч.

4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

Место конвенций МОТ в трудовом законодательстве России

Такая конкретизация связана с введенным в ст. 10 ТК РФ понятием «трудовое законодательство»: Кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты об охране труда (абзац второй ч.

1 ст. 5).И.Я. Киселев однозначно изложил свое понимание классификации источников трудового права по юридической силе, указав, что в числе иных международных договоров конвенции МОТ имеют приоритет по отношению ко всем остальным источникам трудового права, исключая Конституцию РФ.

С точки зрения законодателя Конституция РФ и федеральные конституционные законы не включаются непосредственно в число источников трудового права, а являются их исходной основой[1].Такой вывод И.Я.

Киселев сделал потому, что законодатель, как бы учитывая отраслевую специфику трудового права, расположил в абзаце первом ч.

Конвенции международной организации труда

По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять.

Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования.

Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями.

Источник: http://domzalog.ru/konvencii-mot-ratificirovannye-rossiej-66644/

Каким актом рф ратифицируются конвенции международной организации труда

Конвенции мот ратифицированные россией

Этот вид статуса означает, что конвенция, протокол к конвенции или рекомендация МОТ действуют в полном объеме, включая контроль за их исполнением и обязанность по представлению отчетности со стороны государств — участников МОТ.

В настоящее время актуальными признаются 81 конвенция и протокол к конвенциям МОТ. Среди актуальных актов МОТ выделяются две другие группы, объединяющие конвенции, отличающиеся особой важностью.

Речь идет, во-первых, о так называемых восьми фундаментальных конвенциях МОТ, посвященных основополагающим правам и принципам в сфере труда.

Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд и другие права.

Широко известны правовые акты Международной организации труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН.

Эти акты принимаются в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.

ЕЇpл∙T~■эE6p&М╞-ї;kЧ╧│Mгм(T▓e╪Г!вdOЕ=уЩ┌▐ЪОo ВЎ0Ш┘W┤УЩК▄XNЭй╕╙Ж╒РлxBd╙╟s┌╨M4▄cЇ╜-?├╡╝rNбd╕чdЬ*жыЪюЁ▀┘╝ЖМФ5ъTН┐QЯk?о▐p9Lп▄Ё╝!г├ЇОТк,сф╡Pхo░uВ╒·тН─aї╛HfнсiїЪГ!л▓МXвчгШО│h╒Tжеш_a-UР/сл?█hк!иЩ8РЮV▌`#1кx6ыСоОц╜╙·╠┤O╬з┤╩╕╡&ё~Ы▄╥бУ╦Ш6У!╓j┼я*Ц╡/ЎрЧн3g1╡(eбv3─¤v╦h)

2.2.3. Конвенции мот и другие международные акты, предлагаемые

Конвенция о труде в морском судоходстве 2006г.

СОВЕТ ЕВРОПЫ 3 мая 1996 г.

ПРЕАМБУЛА Подписавшие настоящую Хартию правительства, являющиеся членамиСовета Европы, учитывая, что целью Совета Европы является достижение еще болеетесного единства между его членами в целях защиты и осуществленияидеалов и принципов, которые являются их общим наследием, и содействияих экономическому и социальному прогрессу, в частности путемобеспечения и более широкой реализации прав человека и основныхсвобод, учитывая, что в Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и в Протоколек ней государства — члены Совета Европы договорились обеспечить своемунаселению гражданские и политические права и свободы, указанные в этихдокументах, учитывая, что в Европейской социальной хартии, открытой дляподписания 18 октября 1961 года в Турине, и в Протоколах к нейгосударства — члены Совета Европы согласились обеспечить своемунаселению социальные права, указанные в этих документах, в целяхповышения их уровня жизни и социального благополучия, напоминая, что Конференция министров по правам человека,состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 года, подчеркнула необходимость, содной стороны, сохранить неделимый характер прав человека -гражданских, политических, экономических, социальных и культурных — и,с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии, преисполненные решимости, как было согласовано на Конференцииминистров в Турине 21 и 22 октября 1991 года, обновить и уточнитьосновное содержание Европейской социальной хартии, с тем чтобы учестьпрежде всего те существенные социальные изменения, которые произошлисо времени принятия Хартии, признавая преимущества закрепления в пересмотренной Хартии,которая должна постепенно заменить существующую Европейскую социальную хартию, прав, провозглашенных в тексте первоначальной Хартии, в поправках к ней и в дополнительном Протоколе 1988 года, а также новых прав, согласились о нижеследующем: Стр 50 из 172 Соседние файлы в папке

Источник: https://civilyur.ru/kakim-aktom-rf-ratificirujutsja-konvencii-mezhdunarodnoj-organizacii-truda-92947/

ПравоСистема
Добавить комментарий